Чудеса острова
Anfy Java
Сеть была безжизненна и пустынна. Всё пространство вокруг занимали одинаковые, словно океанские волны, символы кода html.
Слабые
островки жизни вроде GIF или JPEG-файлов на самом
деле оказывались нагромождением цветных камней.
Но вот на горизонте замаячил оазис, сверкающий
магическими огнями. Остров Java.
Скользя по волнам нашей любимой web, я однажды
уткнулся в песчаный берег очень красивого сайта.
Страничка была посвящена отечественному радио
“Polidisk”. В её центре располагался логотип
радиостанции, который заливало струями дождя. Я
был поражен: это не был обычный анимированный GIF и
даже не технология Flash. Всё было очень
естественно и плавно: по поверхности картинки
медленно разбегались волны, сверкая бликами и
тенями, это захватывало дух. Через силу заставив
себя оторвать взгляд от этой красоты (хотелось
наблюдать за каплями часами), я тут же решил
выяснить, что же это такое. Клик правой клавишей
мыши ничего не дал, но прямое “нажатие” на
картинку родило небольшое окошко “Applet by Fabio Ciucci.
<Connect> <Cancel>”. Так я попал на официальный
сайт программы “Anfy Java 1.4”, с помощью которой и
был создан эффект дождя на “Polidisk”.
Программа является shareware и распространяется бесплатно (что приятно), занимая в архиве 3,2 MB. Установив её на компьютере, я начал изучение программы. Существуют два понятия: Java и Java Script. Java Script — это фрагмент Java, который вставляется в код html (script — англ. “сценарий”), его возможности ограничены, как говорится, конструктивно. Обычная Java намного мощнее и эффективнее. Она представляется в виде отдельных class-файлов, которые отправляются на исполнение и которым, как во внешнюю процедуру, передаются некоторые параметры. Работа “Anfy Java 1.4” как раз и состоит в настройке class-файлов под ваши нужды, а затем и в компоновке всех исполняемых файлов в одну директорию и подготовке для их включения в html. Программа содержит 40 готовых апплетов, написанных на Java, и над каждым вы можете провести операции настройки. Любой апплет — это набор математических формул, которые в итоге создают иллюзию какого-нибудь природного явления. Здесь есть и воксели, и фракталы, и даже знаменитая игра “жизнь”. Использование эффективных математических формул позволяет достичь потрясающей правдоподобности при минимальных затратах на память и ресурсы (размер колеблется от 50 до 200 Kb — в зависимости от графических файлов). |
Программа —
итальянская. Первые её бета-версии появились ещё
на заре Java, в 1995 году. Команду разработчиков
возглавляет Фабио Чуччи (так, мне кажется,
читается его имя). Свои первые эффекты он делал
ещё на C++ под MS-DOS, работая в игровой индустрии.
Новый язык — Java — привлек программиста, и он стал
писать эффекты на нём, считая, что они переживут и
Windows, и большинство игр. Его работы стали
завоевывать высокие премии на фестивалях по
Java-творчеству, таких как “Gamelon top”, “Java Top 5%”.
Также в команде много других специалистов: по
ЗD-графике и VRML, по процессам в реальном времени
на Java, по анимации и Windows-программированию.
Основная идея проекта — помочь программистам в
работе с дизайном, потому что зачастую они полные
профаны в этой области. Но, если сказать
объективно, то “Anfy Java 1.4” помогает и дизайнерам,
т.к. многие из них не знают в свою очередь Java.
Кликаем по иконке в виде переплетенных стрел —
программа запущена. В первом окне расположен
выбор категорий апплетов (от баннерных эффектов
до 3D).
Справа от категорий, в ниспадающем окошке,
появляются названия представителей каждой из
категорий. Чуть ниже — краткая аннотация на
эффект. Если теперь нажать на <Applet preview>, то
можно просмотреть апплет с параметрами,
установленными по умолчанию. <Preview all...>
вызывает html-документ, содержащий галерею всех
эффектов с разными вариантами настроек. Кликаем
<Next>. Для первой категории (“Banner/ Slideshow”)
следующее окно будет содержать название
графических файлов, которые будут
использоваться в апплете. Все стандартные
изображения подобраны с большим вкусом и очень
красивы (в основном это классическая живопись).
Всего в ней три апплета:
“bookflip” — перелистывание страниц (GIF-файлы
плавно, словно страницы книги, накладываются
друг на друга), “Cfade” — одно изображение,
тускнея, перетекает в следующее, “Mosaic” —
картинка, словно жалюзи, сворачивается,
представляя взору следующий слайд.
Следом идёт окно, в котором настраивается тип
браузера и его работа. Чтобы хоть немного
подсластить горечь тех, у кого Java не
поддерживается браузером, здесь же предлагается
написать вариант предложения на тему: “Sorry, your
browser doesn't support Java”. Также здесь апплет
оптимизируется на работу с памятью и
процессором. В редакторе три стандартные
установки: обычные, ориентированные на
совместимость и повышающие скорость. Каждую из
них можно вручную настраивать. Но надо помнить,
что, увеличивая параметры “Memory delay” и “Task priority”,
мы увеличиваем скорость, но нагружаем процессор.
В итоге — все пользователи, компьютеры которых
повисли на вашей страничке, будут вас просто
обожать.
В каждом окне есть очень удобные кнопки: <Defaul
values> — “обнуление” всех значений, установка
состояний по умолчанию, <Preview> — просмотр
апплета. Дабы легко контролировать, к чему же
привели ваши эксперименты с параметрами, лучше
всего иметь под рукой открытый Internet Explorer (и т.д.) в
уменьшенном размере окна. “Запихните” под край
окна “Anfy Java” — так вы будете видеть и программу
и результат её работы одновременно. Вновь
кликаем <Next>. Перед нами окно регистрации
продукта. Зачем? Очень просто: бесплатного сыра
не бывает: “Anfy Java 1.4” — это shareware, создатели
программы разрешают нам создавать свои варианты
эффектов, вставлять их сайты, но теперь при
каждом клике на него будет появляться окно,
говорящее, что апплет создан Фабио Чуччи. Чтобы
этого избежать, надо зарегистрироваться: 20 дол. —
окна больше нет. Ко всему прочему появятся и
некоторые опции программы, которые остаются в
противном случае в “тени”. Регистрация
происходит быстро в он-лайне. После
регистрационного окна следует последнее окно —
раздел публикаций. Самое интересное, пожалуй.
Слева вам предоставляется вид кода HTML,
включающего апплет. Одного взгляда достаточно,
чтобы понять, что передача параметров сделана
очень логично. К бурной радости всех тех, кто не
признает всякого рода редакторы и пишет сайты
исключительно в Notepad, параметры в готовом коде
можно вносить и вручную. Каждая строка
представляет собой нечто вроде: <param name = “shadow”
value =“4”> или <param name = “roughness” value = “130”>, т.е.
легко можно понять, какие значения нужно
передавать той или иной переменной.
Справа в окне располагаются несколько кнопок: <Сору all files to...> — очень полезная опция, редактор сам собирает все нужные class-файлы, картинки в один каталог, да к тому же создаёт ещё и готовый html-документ с апплетом (правда, туда он вставляет и ненавязчивую кнопку со ссылкой на www.anfyJava.com). <Set as active desktop.. .> — использует возможность 98-го “окошка” вставлять сайт на рабочий стол. <Сору to clipboard> — переносит html-код (только управление апплетом) в буфер, теперь вы его легко можете вставить в свою страничку, загрузив предварительно её код в WordPad или Notepad. Важно помнить, что эффект ищет все нужные ему файлы в том же каталоге, где находится сам, иначе вы увидите вместо него лишь тёмный экран. “Anfy Java 1.4” располагает хорошей технической документацией, каждый эффект имеет полное описание настроек, представленное в виде html-документа, к тому же оно полно иллюстраций. Ссылка в помощи “technical information” содержит пример кода апплета с полным набором всех нюансов установки эффекта на Web. |
Категория
“Fractal/Alife” представлена апплетами, которые
рисуют различные знаменитые математические
изображения:
фракталы, флозоиды и т.д. Безусловно, это
интересно, но большой красотой эти процессы не
обладают. Самой вожделенной является категория
“Image effects”. Она содержит около десятка эффектов
над плоскими изображениями, от линзовых до
эффектов воды. Каждый эффект имеет свою
особенность, управлению которой уделяется
особое внимание. Апплет “Bump”, представляющий
собой сгусток света, парящий над изображением.
Этот сгусток имеет целую графу свойств, которые можно изменять. Это и сила света, и угол и т.д. Эффекты с водой (“Water”, “Lake”) полны настроек вязкости жидкости, силы ветра, теней от волн, бликов, причём на каждый из пунктов приходится несколько параметров.
Так что придётся вспоминать физику, начать заполнять листочки формулами, чтобы добиться желаемого эффекта. Но... есть способ лучше: изменяешь параметр и <Preview>, операцию повторить несколько раз. Хотя это и дольше, но есть вероятность, что вы случайно найдёте очень интересное решение, к тому же очень скоро вы будете интуитивно понимать, что же каждая цифра значит.
В этой же категории появляются новые опции: “Interactive mode” и “Next scroll”. Флажок в первой означает, что процессом можно управлять с помощью курсора мыши, за которым или тянутся волны, или движется пучок света, линза и т. д. Интерактивность придает вашему продукту дополнительный шарм. “Техt scroll” — опция, которая позволяет пустить по изображению динамичный текст. Управление сообщением занимает целое окно. Во-первых, текст может быть представлен в виде бегущей строки или в виде различных эффектов увеличения. Скорость “бега” текста управляется равно, как и скорость масштабирования. Во-вторых, текст может “прыгать” (флажок “Jump”). Амплитуда, скорость, частота также настраиваются. Эффект от прыжков, конечно, интересный, но читабельным его не назовёшь. В-третьих, текст берётся не с потолка, а из текстового файла, который должен погружаться вместе с апплетом. Это очень удобно: вам нет нужды переделывать апплет для вывода новых сообщений, а надо лишь поменять текстовый документ. Кстати, если у вас нет текста в эффекте, редактор всё равно создаёт текстовый файл при нажатии на <Сору all files to...>. Этот текстовый файл лишний и содержит стандартную фразу про Фабио Чуччи, так что файл смело
можно удалять. Также над текстом возможны стандартные операции вроде: “Standard”, “Bold”, “Italic” и т.д. Кроме них возможно установить также и тень для текста. Цвет текста и тени выбираются из окна с палитрами цветов, очень похожими на выбор цветов в “PhotoShop”. Работая в этой категории эффектов, не стоит лениться заглядывать в Help: многие операции являются очень сложными и сильно тормозят скорость. Help открывает глаза на эти нюансы и позволяет приходить к необходимым компромиссам. Так, в эффекте “Water” (увидеть его очень легко: он применен на сайте “Электронного офиса” прошлого месяца) лучше отключить опцию “Autodesign” и самому настроить размер капель, можно отказаться и от света. В итоге почти без потерь в качестве мы имеем очень быстро работающий эффект.
Категория “Anfy 3D” полна интересных апплетов. Просматривая их, постоянно задаёшь себе вопрос: “Как они впихнули это в такой маленький объём?”. Касаемо настроек, эта категория самая сложная. Всплывают многие понятия трёхмерной графики: заливка Горо и т. д. Свету отдаётся ещё большее значение, чем в других категориях. Каждое тело в эффектах имеет целую кучу параметров. А тел много: конусы, шары, пульсирующие плоскости, зеркала, торусы, световые зайчики и т. д. Каждое тело покрыто текстурой определенного размера 128х128 или 64х64. Способы заливки различаются по качеству, а в итоге и по скорости. Одним из вариантов уменьшения потребления ресурсов является задание воспроизведения тумана, который скрывает все далёкие от глаз наблюдателя объекты. Эффекты можно настраивать бесконечно, учитывая, что есть несколько стандартных текстур тел, способов отражений и освещения.
Интересной особенностью апплета “Anfy3Dlight”, изображающем вращающиеся перед зеркальной плоскостью фигуры, объятые световыми пучками, является то, что в нём есть несколько сценариев, он легко превращается в лабиринт. Если убрать “fog”, поставить более красивые текстуры, включить интерактивный режим, побольше фантазии — перед вами “JavaDoom”. Апплет “Galaxy” рождает на экране картину развития галактики, очень красиво.
Попроще, но не менее интересны эффекты со свернутыми плоскостями, с тоннелями. Но самое интересное ждало впереди: наверное, каждый видел знаменитую Mars.exe — программку в несколько килобайт, которая эмулировала на экране полёт над красной планетой. Так вот апплет “Voxel” представляет собой именно похожую вещь. Только на Java. Управляя мышью, вы несетесь над каньонами и пропастями. А вокруг темное небо. Напомню: воксели являются очень прогрессивной технологией и позволяют с высокой скоростью в реальном времени выводить на экран очень правдоподобные ландшафты. Добиться таких плавных линий рельефа при помощи обычной 3D-гpaфики очень сложно, а учитывая скорость — почти невозможно. Вексельные леталки делают даже на Паскале! По этой технологии сделаны и игры: российский 3D-shooter “Z.A.R”, “Вагнеры” и т. д. Единственная сложность — нависающие плоскости, введение их приводит к увеличению размеров файла с данными. Воксели в “AnfyJava 1.4” имеют широкий диапазон настроек. Можно изменить как перелив цветов (влияет на восприятие ландшафта), цвет неба, так и самому сделать рельеф. Для этого надо создать в “PhotoShop” GIF-файл размером 256х256, включить режим “Grayscale” (“Черно-белый”), светлые места — возвышения, темные — впадины.
В категории “Navigator bars” расположены средства управления для вашего сайта на Java. Многие из них трёхмерные и обладают динамикой. Первое из них — вращающийся куб, каждая сторона которого является ссылкой на какую-нибудь страничку. Всё очень красиво, куб, подгоняемый мышкой, может вращаться во всех плоскостях. Но удобства пользования ни какого: можно битых пять минут “ловить” нужную сторону квадрата, если к тому же задана большая скорость вращения, можно и промазать мимо ссылки. Очень интересно “осматривать” куб со всех сторон в поисках нужной кнопки. Пустившись в настройки, очень скоро можно заметить, что в shareware-версии нельзя указать адрес, куда ведёт ссылка.
Казалось бы, бесполезная вещь. Но если внимательно просмотреть technical information и вооружиться Notepad, то можно легко найти, что же надо изменить и где указать адрес. Другим типом меню является “Tree” или всеми любимый “Проводник”. Те же папочки (их изображение можно менять), которые так же дружно “падают” вниз при клике на“+”. Судя по этому апплету, разработчикам ничего не стоит создать “JavaCommander” или даже “JavaWindows”, правда, мал-л-е-е-нький. Остальные типы меню представляют нам эффекты над текстом, пламя, замутнение (Blur) и другие.
И последняя категория — “Other”. Один из апплетов, которой меня просто покорил, — это “JavaPaint” — графический редактор на Java, появляющийся в окне бра-узера. Самое интересное: в нем можно рисовать! После этого чудо-редактора остальные апплеты смотрелись уже не так восторженно. А были там эффекты пламени, плазмы, а также различные текстовые скроллеры.
Каждый из начатых вами проектов может быть сохранен и не просто в конечной их реализации — html, но и в виде файлов, которые получают гордую иконку “AnfyJava”. Безусловно, программа очень интересная и открывает просторы Java для тех, кто с этим языком не знаком.
Но разговор о “AnfyJava” был бы неполным, если бы я не упомянул пакет “AnfyJava 3D”. Его также можно скачать с центрального сайта, и занимает он всего 650КЬ. Это не программа, а просто готовые апплеты, которые понимают формат данных a3d. Этот формат создаёт “3D Studio Max”, работающий со специальной примочкой. “AnfyJava3D 1.2” на сегодняшний день является наиболее мощным средством рен-деринга на Java. Быстрая работа, 24 бита цветов, 32-битная Z-буферизация, эффекты замутнения, использование скомпрессованных данных, специальная система освещения, поддержка VRML, маленький объём файлов — вот только некоторые из достоинств пакета.
Одно из главнейших свойств — маленький размер. Дабы апплеты работали и на браузерах 3-го поколения, к сайту с объёмными сценами присоединяют class-файлы, они занимают порядка 44КЬ, более современные браузеры понимают и заархивированные в Jar-файлы апплеты, которые могут занимать до 24КЬ. Сама сцена имеет около 30. В итоге трехмерный ролик занимает всего 50КЬ! Апплеты вставляются в html-файл так же легко, как и в “AnfyJava 1.4”. В пакете есть несколько готовых примеров (есть даже иллюстрация полёта истребителя), вы можете просто вставить их в свою страничку. Чтобы создать собственный эффект есть два пути:
вы учите “3D Studio Max”, запускаете plugin для Java и создаёте свою сцену или отправляете заявку Фабио Чуччи, который создаст это всё за вас (прекрасное начало?), а затем платите ему за труды 1000 дол. (ну вот).
Из всего сказанного выше можно легко заключить: сеть не так уж скучна в творческом плане, как может казаться. Ныне появляются новые символы сети:
Java, Flash, VRML. Уверен, эта компания ещё наделает шуму. Особенно Java, которая будет продолжать нас удивлять и станет источником технических чудес в нашей всемирной паутине.
Остров Java,
горячий полдень. В хижину к местному чародею
протискивается старик.
— Ну, удиви меня! — он грузно уселся на стул.
— Минуту! — молодой чародей в ярких одеждах
делал последние приготовления — Что хотите:
ручное пламя? Воду? Плазму?
— Воду!
Чародей метнул поток своих сил в старика и...
ничего не произошло. Старик оцепенело смотрел
вперёд — заснул. Удар по трём выпуклостям
волшебной доски — старик вновь вернулся к жизни.
Вторая попытка — ничего. Так целый час.
— И ничего ты не умеешь! — старик зевнул,
двинулся прочь.
— Кто это? Почему он ничего не замечал? — не
унимался ученик чародея.
— Это, малыш, Internet Explorer 2, он глух и слеп к эффектам
Java, но не его в этом вина... Он просто скептик.
PS: Русскую версию Anfy Java можно скачать тут.
По материалам журнала “Электронный Officce”
Юрий Шевченко
http://shevcenco.bizland.com
http://shevcenco.da.ru
<Sub Main> <Download Centre> <Guest Book & Forum> <Contact Info> <Add Links><Chat> |
|